flavius_aetius1 (flavius_aetius1) wrote,
flavius_aetius1
flavius_aetius1

Поводыри

original
Сегодня Россия отметила очередную годовщину крещения, - 1026 лет назаьд князь Владимир Святой приказал сбросить идол Перуна в Днепр. Москва отметила эту дату заунывным пением муэдзинов, что в некотором смысле символично. Ибо по духу, по ментальности своей, самая восточная из больших христианских церквей относится скорее к Азии нежели к Европе.
Я ни в коем случае не хочу задеть чьих-либо религиозных чувств и зарание извиняюсь, если всё-таки невольно это сделаю. Я прекрасно понимаю насколько эта тема может быть деликатной. Тем не менее, отказываться говорить о каком-либо явлении, ни в коей мере не отменяет тот факт, что таковое существует.
Задумывался ли диковатый полянский князь, более тысячи лет назад принявший крещение и крестивший подвластные ему славянские племена о том, какие последствия в исторической перспективе будет иметь выбор именно этой конфессии, - христианства в его греческом, восточном варианте? Вряд-ли это вообще приходило ему в голову - он решал свои сугубо практические задачи. Как и большинство язычников он относился к религии прагматично и полагал, что с любым богом при желании можно договориться. Заимствованная у суровой восточной деспотии, коей к тому моменту стала Византия, новая религия попала к народу ощущавшему мир вокруг себя абсолютно иначе чем греки. Умирающая империя всё же стояла на фундаменте великой античной культуры, память о которой не умерла, более того, она сохранила эту культуру и для впавшей в дикость средневековья западной Европы. Извращённо и развращённо жестокие греки были, тем не менее цивилизованным народом. Попав же к недавник язычникам, практиковавшим человеческие жертвоприношения, охотникам, крестьянам, дружинникам, православие приспособилось к новым культурным условиям, впитав в себя представления и этику полупервобытного народа.
Пока центром был Киев, крещение, пусть и не по католическому обряду, сблизило Русь с Европой, превратив её в одну из наиболее динамично развивающихся её частей. Сын племенного князька Владимира, Ярослав, был уже вполне европейским государем. Да и официального раскола церквей тогда ещё не произошло. Когда же история пошла по , скажем так, не самому оптимальному пути? Когда центр могущества Рюриковичей переместился не Северо-Восток, когда наиблее сильными стали Владимиро-Суздальское, а впоследствии и Московское княжества. Когда князья стали проводить откровенно изоляционистскую политику, а Московское православие приобрело окончательно черты восточной деспотической и нетерпимой религии. Именно там сформировался тот тип общинного, подавляющего личностное начало православия, отрицающее всякий индивидуализм и личную ответственность, так впоследствии повлиявший на становление русского национального характера. Можно сколько угодно пенять на природную специфику русского Севера, вынудившее людей стать такими, но нам сейчас важен результат. Опять же, как и все народы, долгое время жившие в изоляции, московиты приобрели чувство неприязни ко всему иному, непохожему, чуждому - черту весьма ярко проявляющуюся и сейчас. Монашество, бездеятельное и созерцательное, в отличие от деятельного и активного католического, тоже внесло свою лепту в формирование "загадочной русской души".
Западнорусские области, оставаясь греко-православными, пошли по совершенно другому пути. И главная причина здесь была в отсутствии стремления самоизолироваться, в осознании себя, пусть и подспудном, частью европейского мира. Потом, оказавшись под властью католических соседей, земли где впоследствии образовалась Украина, знали и Магдебургское право и университеты, и многое другое, о чём московиты даже не слышали. Глупо говорить о веротерпимости в те времена, но за православие не карали смертью, как за "латынство" в Московии. Православная шляхта заседала в польском сейме.
Вот эта разница в двух православиях - один из глубинных, мировозренческих корней нынешнего, давайте называть вещи своими именами, русско-украинского противостояния, ещё одна ипостась конфликта Востока и Запада, мракобесия, нетерпимости, в том числе и религиозной, философии рабства как блага, с одной стороны и индивидуализма, свободы, достоинства, личной ответственности за свою судьбу с другой. Именно тот рабский характер московского православия, засевший глубоко в подкорке многих поколений сервов, позволил Сталину, при внешне атеистическом характере государства, того чудовищного тоталитарного монстра, каким был Советский Союз. Здесь было всё, что прививалось веками московскими иерархами - ничтожность личности перед властью,тотальный контроль и полная несвобода. И самое страшное - радость этой несвободы, восприятие её как единственно правильного и возможного состояния.
И сегодня Русская Православная Церковь Московской Патриархии, с крахом советской власти вернувшись к активности, явила себя во всей своей средневековой красе. На этот раз в союзе с преступным государством, поощряющим сползание к дикости. Снова толпы религиозных фанатиков и кликуш. Миллионы собираются, чтобы приложиться к поддельным реликвиям. Церковь всё активнее пытается вмешиваться в мирскую жизнь, хорошо организованные фанатики громят выставки, срывают спектакли. Что характерно, при полной поддержке светских властей. Снова заклинания о собственном особом пути, а на деле, призывы к изоляции от мира.
Мечется несчастная и нелепая Россия в никчемных поисках между Европой и Азией, задыхается в попытках придумать свой особый путь. Но набивающаяся в поводыри РПЦ, увы, в силу своей глубинной сути, знает лишь один путь - во мрак. Ибо среди этих поводырей трудно выжить светлым личностям. Александр Мень тому яркий пример.
Subscribe

  • Б-жья роса

    Слышал намедни такую шутку - чем отличается пирожное Макрон от Наполеона? Ответ: отсутствием яиц. Что Макрон, который президент, а не пирожное, и…

  • Сломать об колено

    Когда и если состоится суд над главарями нынешнего российского режима, к сожалению им не будет предъявлено обвинение в моральном растлении. По той…

  • Если не я для себя...

    Мне недавно попался на глаза крик души русского патриота и великого писателя земли Русской Проханова в блоге газеты "Завтра". Скорбя о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments