flavius_aetius1 (flavius_aetius1) wrote,
flavius_aetius1
flavius_aetius1

Categories:

Mухи и котлеты


Есть такая история, ещё из времён хождения народовольцев в народ. В царствование ими же, народовольцами убиенного Александра 2-го, хорошие мальчики и девочки, идеалисты, чистые душой, пытались просвещать крестьян. Были такие, что школы открывали, учили детишек грамоте, но таких было мало. В основном, просвещали политически, говорили о свободе, равенстве, человеческом достоинстве. Мужики чесали репу, не очень понимая, да и не особенно пытаясь понять, чего же от них хотят. Прокламации, которые совали в руки, пускали на цигарки, а наиболее ретивых агитаторов даже сдавали жандармам. Любили мальчики и девочки, как натуры возвышенные, почитать стихи народу, опять же, про святую свободу.

Так вот, во время одного из таких чтений, пока все остальные собравшиеся мужики покуривали, подрёмывали, один из них смотрел на агитатора весьма внимательно. Мальчик, узрев, как ему казалось, благодарного слушателя, весьма воодушевился, а закончив, поинтересовался впечатлением мужика. Практичный мужик, вместо ответа, сам спросил, а где наш народоволец шил такие хорошие, крепкие сапоги. Их он, собственно, и рассматривал с таким вниманием. Бедный агитатор был чрезвычайно разочарован.

К чему и о чём это я? Да всё о ней же - великой русской культуре. Видите, без кавычек. Потому как она и в самом деле, и без всяких кавычек великая. Правда, замечательно - в Америке каждый, более-менее читающий, образованный человек, знает Достоевского и Толстого. А ещё, любит русский балет и живопись. С удовольствием слушает Чайковского и Рахманинова. Да, чуть не забыл - "Архипелаг Гулаг". Нет, и правда, немного найдётся в мире стран, сделавших соизмеримый с Россией вклад в мировую культуру. Но! Именно здесь и начинается самое интересное. Великая русская культура, она ведь, если разобраться, и не русская вовсе и в этом её подлинная уникальность. Я не говорю о национальной принадлежности её создателей. Да - Фонвизин был немцем, Лермонтов - потомок шотландцев, Гоголь - украинец, Айвазовский - армянин, а Левитан, вообще, страшно сказать - еврей. О советском и нынешнем периоде умолчу. Дело совсем не в этом. В конце концов, Модильяни, не итальянский и не еврейский, а именно французский художник. Всё гораздо глубже, и соответственно, для России печальнее, если не сказать, трагичнее.

Да, ситуация с Россией по многим показателям абсолютно уникальна, но в этой уникальности вовсе не удача её, а беда. Причём не только её, но и всего мира, что мы сейчас и наблюдаем. Опять же - важен результат, та головная боль, которую имеет цивилизованный мир, по крайней мере, последние 100 лет. Боль, резко усилившаяся в последние годы. Можно многое объяснить уникальностью истории, извечным положением между Востоком и Западом, а значит и метанием между ними, конфессиональным, а стало быть - цивилизационным выбором. В какой-то мере (именно, в какой-то) - монгольским нашествием, ибо оно всего лишь закрепило и без того существующие тенденции. На данный момент имеет значение то, что происходит сейчас, хотя весьма полезно разобраться и в истоках проблемы. Как там у советского классика? Чтобы бить врага, надо знать его оружие. А то, что Россия, именно враг, я уверен, не осознают, отказываются понимать, только те, кто сознательно отрицает очевидное. И инициатива этой вражды исходит именно от неё - от России. Как говорили в детстве - он первый начал.

Культура же, один из аспектов проблемы, причём, чрезвычайно важных для её понимания. Проще говоря, как совместить нынешнюю "русскую весну", а также многие предыдущие с Чеховым, Набоковым, Улицкой, Шнитке и фильмами Тарковского. А никак. Оно не совмещаемо и не должно быть. Как мухи и котлеты. В том и дело, в том и состоит та самая уникальность, что Россия - сама по себе, а культура, тоже, сама по себе. Иначе, к сожалению, и быть не могло.

"Откуда быть есть пошла" русская культура, такая, как мы её знаем сейчас? С Петра. Не думаю, что он вообще задумывался над этим вопросом, когда начинал свои реформы. Кто такой был первый российский император? По сути, тот же ордынец, разумно сообразивший, что, дабы конкурировать, сосуществовать с Европой более-менее на равных, необходимо перенять западную форму, по возможности не меняя ордынского содержания. Аналогичные цели преследовала японская революция Мейдзи, но у рациональных японцев всё сложилось не в пример удачнее. Реорганизовав армию на европейский манер, напялив на бояр немецкий камзол и заставив танцевать гавот и менуэт, царь впустил ещё и западную культуру. Западную и по форме и по содержанию. Поэты 18-го века писали на античные сюжеты, художники писали картины вполне в духе европейского классицизма, и на те же сюжеты писались первые российские оперы и балеты. Всё это создавалось для чрезвычайно узкой прослойки вестернизированной аристократии. Народу до всего этого не было никакого дела. Не только потому, что был он тёмен и необразован. Всё гораздо глубже. Вся эта новая культура была совершенно ему чуждой, и если это весьма слабо чувствовалось в течение первого послепетровского столетия, то в последующие годы проявилось во всей своей полноте.

Давно сказано, что петровские реформы разделили россиян на, фактически, два народа. Весьма малочисленный,- европейский, и как-бы, оставшийся за бортом, весь остальной - азиатский, ордынский, не принявший перемен не только в силу запредельной свирепости, с которой они проводились, но и по причине абсолютной чуждости и непонятности новых веяний. В этом, кстати, тоже, отличие процессов вестернизации России и Японии - готовность и желание последних воспринимать всё новое, разумное, полезное, отсутствие боязни этого нового.

Повторю - дело не в неграмотности народа, дело в колоссальной культурной, цивилизационной пропасти между верхушкой, впоследствии сформировавшей русскую интеллигенцию, другое уникальное явление, и охлосом. Это чрезвычайно важно - вот уже более 300 лет нет такого понятия, как единый русский народ. Это в советской школе рассказывали сусальную байку, что к дому умирающего Пушкина нескончаемой чередой шли "простые русские люди", дабы попрощаться с "нашим всем". Они, увы, даже не знали кто это такой.

Так уж сложилось, что русская культура оказалась одной из наиболее элитарных в мире, и совершенно не в силу некоторых своих специфических качеств, хотя таковые тоже имеют место. Элитарность эта заключается во всё тех же двух народах, из которых и состоит ныне вся общность людей, говорящих по-русски. Грубо говоря, из европейцев и азиатов. Октябрьский переворот частично выдавил, частично уничтожил европейский, назовём его условно, субэтнос. Оставшиеся, затаились и вынужденно приспособились, а русская культура начала новую жизнь в эмиграции. Но чудо - новое поколение писателей, художников, музыкантов, выращенное не без участия спрятавшихся и выживших представителей "субэтноса", путём "естественного отбора" этот же "субэтнос" собой и пополнили. В том и беда большевиков, что, несмотря на все ленинские мантры, искусство, подлинное искусство, народу не принадлежало, по причине полной этому народу ненужности. Организуйте гастроли лондонского симфонического оркестра в джунглях Амазонки. Устоят ли аншлаг местные индейские племена, как вы думаете?

Специфическую советскую писанину и мазню к культуре отнести можно более чем условно. Подлинное же, как выяснилось ещё во времена хрущёвской оттепели, задыхалось в советских условиях, но и этого мало - при всей организованности кампаний травли неугодных писателей, поэтов, художников, музыкантов, народ относился к таковым кампаниям весьма сочувственно - "шибко умные" раздражали. А потому и потянулись многие из этих умных за бугор, пусть в безвестность, но и в свободу писать, рисовать, играть. Сейчас, я уверен, эта тенденция возвращается. И даже если режим не диктует форму и пока(!) мало интересуется содержанием, сама обстановка тотальной несвободы, дополняемая всё тем же враждебным непониманием охлоса, опять же, выталкивает подлинную культуру за границу. Ещё больше это усиливается теперь уже вполне намеренной, осуществляемой режимом и его шестёрками дебилизацией охлоса.

Так и получилась, наверное, единственная в своём роде, культура отдельная от страны. И знаете, трагедии большой, я в этом не вижу. Какая, в конце концов, разница, где создаются прекрасные вещи - главное, что они есть. А ещё, что они могут создаваться свободно. Такой вот, ещё раз употреблю это слово, уникальный национальный космополитизм. Понимаю, что это оксюморон, но, тем не менее, это так. Россия отдельно и культура всё больше и больше отдельно - в Америке, Германии, Израиле, Франции, Украине. И, согласитесь, - очень даже неплохо себя чувствует. Кстати, об Украине, близкой и географически, и культурно. Украине, которая при других, более благоприятных обстоятельствах, могла бы стать мостом для русской культуры, но, к сожалению, всё больше превращается в спасательную шлюпку.

Так что, давайте, по возможности отделим культуру от страны, русское, русскоязычное искусство от России. Тем более, что она это делала и делает это сама. Надо принять это, как факт и более не мучиться. Так они были, есть и будут, каждая сама по себе, Россия и "её" культура. Как мухи и котлеты.
Tags: диктатура, история, коммунизм, орда, россия, русский менталитет, украина, уроки истории, цивилизация
Subscribe

  • Б-жья роса

    Слышал намедни такую шутку - чем отличается пирожное Макрон от Наполеона? Ответ: отсутствием яиц. Что Макрон, который президент, а не пирожное, и…

  • Сломать об колено

    Когда и если состоится суд над главарями нынешнего российского режима, к сожалению им не будет предъявлено обвинение в моральном растлении. По той…

  • Если не я для себя...

    Мне недавно попался на глаза крик души русского патриота и великого писателя земли Русской Проханова в блоге газеты "Завтра". Скорбя о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments