flavius_aetius1 (flavius_aetius1) wrote,
flavius_aetius1
flavius_aetius1

Categories:

Талант и подлость


Джиро́ламо Савонаро́ла, захватив в 1494 власть во Флоренции, как и многие из первого поколения русских большевиков, искренне верил в свои идеи и также искренне пытался построить царство Б-жие в отдельно взятом городе. И также был озабочен вопросом вправления мозгов подопытному населению. Каждому веку своё, и глубоко и искренне верующий монах всей душой ненавидел радостное и свободное искусство Ренессанса. А потому и многочисленные художники Флоренции были поставлены перед выбором - либо убираться из города, либо начать творить "правильно", или как бы сейчас сказали - идеологически выдержано. А потому, перед "деятелями искусства" стоял не такой уж богатый выбор, - уехать из города, где ещё совсем недавно Лоренцо Великолепный им всем покровительствовал, или же прогнуться перед новой, "народной" властью. Кое-кто так и сделал. Например, Ботичелли, который сжёг свои многочисленные работы на "костре тщеславия". Искренне, или, желая приспособиться к новой власти, но люди многие люди свободных профессий всегда оказывались в первых рядах поклонников и защитников самых отвратительных диктатур. После этого их профессия уже никак к свободным относиться не могла, не говоря уже, о их личной свободе. Служба диктатуре и её оправдание, если не сводила на нет талант, то, во всяком случае, сказывалась на нём сугубо отрицательно. Как-то так выходит, что в более-менее свободном обществе даже массовое искусство, попса, может быть яркой и талантливой, при тоталитаризме же всё так или иначе служит режиму, а потому стремительно деградирует.

Такими же, как Савонарола, фанатиками были и французские якобинцы, жаждавшие на свой лад осчастливить мир, а в результате, установившие диктатуру террора, во многом предвосхитившую сталинскую. И им тоже служили, истово и самозабвенно, теряя человеческий облик, а заодно и талант. Жак Луи Давид воспел террор и его вождей в многочисленных аллегорических полотнах и портретах. Раз и на всегда, прлипнув к власти и боготворя её, человек, по свидетельствам современников, не очень большого ума, он научился радостно подчиняться всем последующим режимам, дослужившись до места придворного художника Наполеона. И работа его была - славить.

Художник, поэт, писатель, артист, - все они оказываются наиболее морально уязвимыми, когда надо каким-то образом выстраивать отношения с тоталитарным государством. Можно плюнуть на всё и порхать, как бабочка, разумеется в дозволенных пределах, отдаваясь почти с удовольствием, можно заставить себя уверовать в идеологию и служить ей истово и не задавая вопросов, а можно попытаться занять нишу, абсолютно не связанную с политикой - своеобразный компромисс, если прижизненное признание всё же необходимо. Не все могут уехать, искренне не понимающие, как можно творить на чужбине, а потому рисуют, пишут, сочиняют музыку для себя. Хуже всего, конечно, артистам - их искусство публично по определению и от них власть легче всего может потребовать демонстрации преданности.

Конечно, советский опыт в данном отношении уникален - надев один раз узду на всю эту публику, построив повзводно и поротно (писателей, практически в прямом смысле), коммунисты выдрессировали, нет не всех, но очень многих так, что страх и сервильность засели в подкорке не только их самих, но и их детей. Засели на столько плотно, что когда в относительно свободные 90-е, власть абсолютно не требовала демонстраций лояльности, они даже малость подрастерялись.

С приходом к власти маленького подполковника всё наконец стало на свои места. Государство, по мере всё большего закручивания гаек стало вновь предъявлять претензии на контроль за искусством. Здесь каждый и показал себя, именно в условиях нарастающей несвободы. Люди честные, порядочные, изначально не захотели мириться, другие смогли сказать "нет" подлому режиму, лишь дойдя до определённой красной черты, которой стала агрессия в Украине. Я в данном случае говорю о таких, как Розенбаум, Виторган, Макаревич. Всегда наступает момент, когда тот в ком осталась хоть капля совести и достоинства, скажет, - хватит, всё, дальше ни шагу.

Увы, таких оказалось меньшинство. И не важно, по каким причинам человек сливается в экстазе с преступной властью, - важен результат, - он перестаёт быть рукопожатным, ибо любая поддержка словом или действием обязательно оказывается ложью, клеветой и подлостью, травлей тех, кто прогибаться не хочет и не может.

Повторю, причины такого вот соития с режимом могут быть абсолютно разными - генетически впитанный страх, личная подлость и непорядочность, отсутствие всяких принципов и желание прибиться к кормушке, зависть. Можно даже лгать себе, убеждая себя и окружающих, что идёшь на компромисс с совестью, уступаешь в мелочах, чтобы отстоять главное - свою работу, своё искусство.

Талантливый художник, разумеется, далеко не всегда умный человек и поэтому, такие выставляют себя не только негодяями, но ещё и дураками, как та же Нетребко с её "пожертвованием" якобы для Донецкого оперного театра. Появившись рядом с Царёвым, что само по себе - приговор, включить дурочку и говорить, что не знала точно куда идут эти деньги. Или, вот, самый свежий скандал - с Табаковым. А почему вдруг такой шок? А что, раньше подобных высказываний не было? А почему реакция на слова и дела того же Кобзона гораздо более умеренная? Попривыкли? Типа, Давыдыч - блядь старая, везде, всегда и при всех вождях бывшая в шоколаде.

Ну так и Табаков из таких же. Обидно, конечно, в этом Юрий Гиммельфарб прав- был хороший артист, и вот, не стало. А кто сказал, что человек тоже был хороший? Артист был и есть, а человека, вероятнее всего и не было. Да, повторяю, и не первое это его подобное высказывания, и среди подписантов подлых писем он был замечен. И не один раз ещё, не сомневайтесь, нам станет тошно, от высказываний и действий тех, кого любили. Та же Юнна Мориц, прекрасная, бесподобная детская поэтесса - ну и куда всё это делось? Единственное оправдание, вернее, слабая надежда - старушка просто выжила из ума.

А Табаков - что Табаков? И гений и талант, как оказалось, вполне совместны и со злодейством, и с глупостью, и с подлостью. И конечно же с ложью, чтобы все предыдущие качества оправдать. Я даже не хочу касаться определения "убогие" - это, вообще, ниже плинтуса. Нет, речь о конкретной лжи. Вклад в искусство России больше, чем Украины? Это просто, типичная советская казуистика. В литературе, в театре, живописи, - в советское время, - сколько было выходцев из Украины! То же самое можно сказать и о дореволюционном периоде. А то, что многие из них, как тот же Гоголь, или Булгаков, писали по-русски, так что - в любой Империи язык метрополии постепенно вытесняет местные языки. Да и не раз уже говорено и писано, что так называемое русское искусство создавалось теми, кто, к той самой посконной России имел весьма отдалённое отношение. Именно в России, как нигде в мире, интеллектуальная элита была далека от серой народной массы. Недаром же говорят о двух народах, невольно созданных Петром 1-м.

Но думаю, нет смысла приводить здесь какие-то контрдоводы. Спорить с заведомым лжецом - дело безнадёжное. К тому же - лжецом, якобы, обиженным на украинский стоп-лист. И ведь не скажешь же ему, что вполне нормально и естественно в воюющей стране снимать с показа фильмы, прославляющие армию страны-агрессора. Какой такой агрессор? Разве Россия с вами воюет? А может ещё пустить по всем кинотеатрам "Русский характер", тот самый, который про аншлюс Крыма? Кстати, как там Никоненко спится - тоже был неплохой артист?

Не надо всё-таки говорить о несовместности гения и злодейства. Они прекрасно уживаются вместе. Ведь все они - писатели, артисты, художники, тоже люди. Такие же, как инженеры, учителя, и даже дворники. И многие из них несут в себе черты того народа, который обслуживают, и главную из них, - преклонение перед альфа-самцом и радость бега вместе со всеми в общей стае, когда вожак командует "фас". Это он, Табаков, - в кино, душка-Шелленберг, или за кадром - кот Матроскин, а по жизни - совок, пусть и с талантом от Б-га. Совок, косный, злобный и нетерпимый. Как, увы, и большинство из них. Макаревичем тоже надо научиться быть, табаковым легче, а потому несть им числа. Так было, так будет. Что поделаешь - все диктатуры похожи, и уроды - их законные дети.
Subscribe

  • Б-жья роса

    Слышал намедни такую шутку - чем отличается пирожное Макрон от Наполеона? Ответ: отсутствием яиц. Что Макрон, который президент, а не пирожное, и…

  • Сломать об колено

    Когда и если состоится суд над главарями нынешнего российского режима, к сожалению им не будет предъявлено обвинение в моральном растлении. По той…

  • Если не я для себя...

    Мне недавно попался на глаза крик души русского патриота и великого писателя земли Русской Проханова в блоге газеты "Завтра". Скорбя о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments