flavius_aetius1 (flavius_aetius1) wrote,
flavius_aetius1
flavius_aetius1

Ментальность и среда.


Недавно снова слушал Латынину в её "Коде Доступа" и как всегда, в основном, был с ней согласен. У неё прозвучала интересная мысль, о том, что, то, что принято называть национальным характером, менталитетом, - не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное, а динамично меняется в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. И это, по моему мнению, верно опять же в основном, но вовсе не всегда. Один из важнейших факторов, как мне кажется, склонность нации к покорности. Если народ готов подчиняться, почтение к власти, обожествление и обожание фактически заложено в её генетическом коде, тогда, чтобы не случилось, какие бы внешние обстоятельства не влияли, глубинная суть, та самая ментальность, остаётся прежней. Это не значит, что общество гарантированно от катаклизмов, как раз, наоборот, - именно там и тогда случаются те самые бунты, которые "бессмысленные и беспощадные". И причина этой бессмысленности - извечная инфантильность народа, нежелание и неумение нести самим ответственность за свою судьбу. Извечный охлократический бунт, бешенство уставших от свирепого и несправедливого надзора подростков, ищущих, тем не менее, не освобождения от опеки, а лишь другого "отца", более справедливого. Иначе и быть не может, по той простой причине, что они не знают, как, не хотят, не умеют и даже не хотят уметь жить своим умом. А для того, чтобы кто-то думал и решал за них, они без колебания откажутся от всякой свободы. Это легко - они даже не знают, что это, более того, они и так уверены, что свободны.

У Эфраима Севелы, в одной из его книг, во многом автобиографической, есть эпизод, как в войну он попадает в детский дом. В громадной общей комнате, казарме, по сути, всем верховодил самый сильный и наглый пацан, эдакий маленький пахан, злобный и жестокий подонок. Выросший в достаточно образованной семье, главный герой, исходя из с детства привитых принципов справедливости, защищая маленьких и слабых, побил "паханчика" и объявил своим товарищам, что теперь всё будет иначе. Иначе как? Они даже не представляли, что можно жить без пахана, без унижений и мордобоя, и соответственно, ожидали, что свергнувший тирана, сам займёт его место. Когда же этого не случилось, они сами нашли нового вожака и стали травить своего "освободителя".

И в данном случае, пожалуй, можно говорить о некоем исключении из того, о чём говорила Латынина. Да, ментальность, вернее, характер нации меняется от конкретных исторических обстоятельств. Вот, евреи, например. Кочевые племена, огнём и мечём покорившие Ханаан, и ставшие хозяевами этой земли, не случайно получили прозвание "жестоковыйных". Они защищали свою независимость в кровавых войнах с Ассирией и Вавилоном, вели не менее кровавые усобицы. И оставались такими вот, независимыми и воинственными на протяжении столетий. Еврейские наёмники составляли отборные части Птолемеев и Селевкидов. Но уже в те времена это был и народ Книги, народ философов и священников. А также, народ предприимчивых и энергичных торговцев. И оставались такими вплоть до разрушения Второго Храма, до полного подчинения Риму. Даже нет, - последним всплеском еврейской воинской доблести было восстание Бар-Кохбы, несколько десятилетий спустя, после падения Храма. Но именно тогда, когда восстание под руководством Иохана-ми-ГушХалав шло к своему поражению, из осаждённого Иерусалима, под видом покойника ученики вынесли своего учителя. Рабби Иоханан бен Заккай, встретившись с Титим Веспасианом, уговорил последнего, отпустить его и открыть в городке Явне религиозную школу. Именно там и были сформулированы и распространены по миру принципы существования еврейских общин, согласно которым и жил, вернее, выживал народ на протяжении почти двух тысячелетий. Единственный в те времена народ, почти поголовно грамотный, занялся сугубо мирными профессиями, более того, именно теми, какими ему позволяло заниматься население и власти стран, где поселились изгнанные римлянами евреи. Бен Заккай требовал полной лояльности к стране проживания. Так из национального характера ушла воинственность и та самая жестоковыйность. Осталась же неуёмная жажда знаний, энергия и предприимчивость, то что дало миру уже в 19-м веке выдающихся учёных, политиков, бизнесменов, и да, к величайшему сожалению и стыду - революционеров.

И снова, в силу исторических обстоятельств, изменился национальный характер, когда евреи поняли, что для того, чтобы обеспечить будущее себе, как народу, необходимо возродить сильное государство. Холокост лишь укрепил их в этом мнении. И возникшее, вернее, возродившееся государство Израиль, вернуло к жизни еврея-солдата, отстоявшего в многочисленных войнах право своего народа на жизнь.

Так же показательна и судьба греков, прошедших путь от демократических полисов античности к византийской деспотии, а потом и вовсе, попавших под турецкое господство. Народа философов и воинов, ставшего народом пастухов и крестьян.

Но в то же время, и греки и евреи, при всех взлётах и падениях именно приспосабливались, менялись, сообразно конкретным историческим обстоятельствам, меняя и сам национальный характер. И вот, как это ни прискорбно, именно здесь рассуждения Латыниной дают сбой, ибо в главном, национальный русский, ордынский характер не менялся никогда. Не менялся в главном - в готовности подчиняться жестокой патерналистской власти, полностью полагаясь на неё и перекладывая на неё всю ответственность.

Собственно, весь разговор начался с анекдотической истории с предполагаемым памятником князю Владимиру на Воробьёвых горах и попытках нынешней России узурпировать этот персонаж. Да, Киевская Русь, действительно была частью тогдашней Европы, а основанные потомками того же Владимира княжества Северо-Востока, а затем и Московия, ещё до всякого монгольского нашествия были Ордой. Совершенно неважно, были ли подданные Андрея Боголюбского или Александра Невского ассимилированными финно-уграми или же такими же славянами, как жители Киева. Важно, что в силу той самой ментальности, это был совершенно другой народ. Народ племён, общин, рабски преданных князьям - сперва удельным, а потом и деспотам-царям. Судьба, которой счастливо избежали западнорусские земли, какой бы трагической не была их судьба в других отношениях. Я не ищу виноватых - так сложилось. И снова Латынина ошибается - Пётр в плане национального характера, той самой "европейскости", мало что изменил. Силком напяленный камзол, и то, лишь на самую верхушку общества, не затронул глубинной, рабской ордынской сути.

Потому и крепостничество продержалось так долго и большевизм пришёлся ко двору, оттого и нынешнее, доселе в мире невиданное безумие, охватившее всю страну. Опять же, я стараюсь никого не осуждать, а просто констатировать. Вся эта слепая вера в тот запредельный бред - всё оттуда же. Отсутствие личной ответственности, нежелание решать и анализировать, веками сформировавшаяся привычка перекладывать ответственность за формирование собственного мировосприятия, мировоззрения на власть.

Но вот что интересно - выпадая из этой привычной, географической среды обитания, оказываясь в меньшинстве, те же россияне, независимо от национальности, если не в первом, то уже в следующем поколении становятся в массе своей совершенно нормальными людьми. Для этого надо просто перестать отождествлять самих себя с метрополией, с Ордой, с Россией. И тогда, будет так, как во время Северной войны, когда из "освобождённой" Петром Ингерманландии, вместе со шведами ушла и большая часть русских. Или, как сейчас в Украине, где этнические русские и просто русскоязычные, сражаются с российской агрессией.

Ментальность, действительно, может изменяться в зависимости от конкретных условий. Везде. Кроме, увы, России. Воздух там, другой, что ли?

И вдогонку - к сожалению, теперь и тот самый "нормальный" воздух не всегда помогает. Я уже писал об этом - по миру ползёт путинская плесень. Да нет, даже не путинская - ордынская, сталинская, советская. Что с этим делать? Не знаю. Я просто, напоминаю о проблеме. Большой проблеме. Подумайте об этом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments