Умные или верные



В древней Спарте государство брало на себя задачу воспитания подрастающего поколения, отбирая детей у родителей. Они воспитывались в строгости, учились терпеть голод и прочие лишения, и вообще, готовились к главному в своей жизни - быть воинами. То, чему учили детей, прежде всего мальчиков, в других греческих полисах - музыке, философии, поэзии, отвегалось спартанскими учителями, как ненужное излишество. Не приветствовалась и любовь, по крайней мере, к противоположному полу, а все силы надлежало употребить для укрепления могущества своего города. Такое воспитание, как известно, получило название спартанского и стало нарицательным.
Спартанцы оставили по себе память в истории. Они победили в долгой войне Афины, став, практически, хозяевами в Греции, ну а до этого, конечно, знаменитая история о 300-х спартанцах, история всем хорошо известная. Другой вопрос - насколько она правдива. Пропаганду придумали не вчера и переписыванием истории занимались не только в СССР. Но видно, в древней Спарте это дело было поставлено неплохо, раз историю о 300-х воинах царя Леонида знают именно так - горстка бойцов, все до единого спартанцы, задержали громадную армию царя Ксеркса в Фермопильском ущелье. О том, что вместе с ними проход прикрывали несколько тысяч греческих воинов из других городов, официальная версия умалчивает. Вся слава досталась Спарте.
Этот греческий полис, кстати, совершенно неслучайно считают первым фашистским государством в истории. Это, вероятнее всего, правильно, ибо спартанский режим представлял собой не персонифицированную диктатуру, но всепроникающее, контролирующее все аспекты жизни граждан, включая глубоко личные, государство. Да, это был первый в истории опыт идеологического давления, постоянного требования демонстрации лояльности режиму, в принципе, несвойственный другим древним деспотиям, требовавшим всего лишь безоговорочного подчинения.  Нигде в тогдашнем мире, особенно в Греции, к личности, к индивидуальности человека не относились с таким пренебрежением, нигде она не была до такой степени подавлена всесильным государством. Именно со школы, с этого самого сурового "спартанского" воспитания каждый запоминал, что он ничто и никто, его жизнь ничего не значит и не стоит и он должен быть готов в любой момент отдать её во имя своего полиса. Они любили и умели воевать, грубые и неотёсанные, но до конца преданные своему мрачному, угрюмому городу. И вполне заслуженно, в и без того, раздробленной Элладе, их, спартанцев, особенно не любили.
Это, вообще, общая черта всех фашистских, тоталитарных режимов. Умные не нужны, нужны верные, нужны те, кто не рассуждая пойдёт туда, куда прикажет вождь, сделает всё, что тот скажет, не задавая вопросов и не сомневаясь. Культ преданности вождю, именуемый у них патриотизмом и культ смерти всё за того же вождя. Ещё в 40-м Павел Коган высказал это в стихах: "Но мы ещё дойдём до Ганга
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Умереть во имя государства-Молоха, ни о чём не жалея и ни в чём не раскаиваясь. А в чём каяться, к чему любая рефлексия, если за нас думает и всё решает вождь. И в советском государстве эта идея "патриотизма", верности власти вбивалась в головы, насаждалась с самых младых ногтей. Точно также, как и в любом другом фашистском тоталитарном государстве. Везде задача воспитания "патриота" считалась основной, первичной. Образование, знание, культура - всё это было и есть в таким странах второстепенным.
Будем объективны - на первых порах, достаточно часто, благодаря такой методе воспитания, фашистское государство добивается немалых успехов. Массе, населению, постоянно вбивается в голову счастливо-восторженное отношение к тому, что происходит в стране, вера в вождя и правоту его дела безмерна. Радостно марширующие толпы, энтузиазм масс - это всё приметы становления и расцвета диктатуры. Так было в сталинском СССР, так было в нацистской Германии - массовая, нерассуждающая поддержка режима. И на волне этой поддержки, вполне успешная территориальная экспансия. Безоговорочная поддержка которой тоже считалась высшим проявлением патриотизма.
При всём этом, крайне пренебрежительное отношение к культуре, к образованию, когда упор делается именно на воспитание у каждого ребёнка верноподданических чувств, активной лояльности режиму и категорическое неприятие любого инакомыслия, расцениваемого, как предательство. Знаменитое геббельсовo, что, когда он слышит слово культура, то хватается за пистолет, вовсе не эпатаж и не преувеличение. Культура, образование, всё, что заставляет человека думать, сопоставлять, делать выводы, смертельно опасны для любой диктатуры, о какой бы стране ни шла речь. Соответственно, происходит снижение уровня образования, сопровождаемое обязательной информационной блокадой. Северокорейский патриотизм, например, во многом обусловлен крайне ограниченным представлением об окружающем мире и минимумом знаний, необходимым ровно настолько, чтобы выполнять свои рабочие функции. В СССР, повторю, дела обстояли точно таким же образом. Даже гордились этим. Главное, какой ты человек, а лишь потом, какой ты специалист.
Рано или поздно такая система даёт сбой. Чаще рано. Чем и объяснялось катастрофическое отставание СССР от западного мира во всём. В последние годы его существования и в вооружениях в том числе. Общество, где упор делается на "патриотическое воспитание" неизбежно деградирует. Как деградировала в своё время та же Спарта, навсегда утратив свою ведущую роль в Древней Греции. Так, окончательно деградировал Советский Союз. К тому же, это самое "патриотическое" воспитание, в условиях растущей апатии общества, перестают воспринимать всерьёз. Собственно говоря, всё это мы видели на примере СССР.
Но самое интересное, что они там, за поребриком не хотят учиться на ошибках своих предшественников, на их провалах и катастрофах. Это абсолютно неизбежно, однако, при нынешнем тоталитарном режиме, ибо путь у диктатур у всех одинаков, даже если это, как в данном случае, власть криминально-чекистской мафии. Им тоже не нужны умные, нужны верные, которые не задают вопросов. Именно по этой причине и дал Путин указание  учителям вставшей с колен, что воспитание патриотизма - более приоритетная задача педагогов, чем передача знаний. А в феврале 2016 года Путин назвал патриотизм российской национальной идеей. "У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма..."
Ну вот и приехали. Удивляться нечему. Всё, как говорится, идёт по плану, по их плану. Тоталитарное государство занято разведением дураков. Ведь патриотизм, это последнее пристанище не только негодяя, но и дурака, а последних, увы, гораздо больше. В некой богоспасаемой стране, говорят, аж 86%.  
Так, але трохи не так
Сказати, що в нацистській Німеччині культура не розвивалась, буди трохи перебільшенням...
А німецька наука взагалі була на такому рівні, що США та Великобританія суттєво поступалися і невідомо, що було б, якби не військова перемога.
Спарта и СССР, если уж Вы только их помните, погибли из-за разложения их элит в самую первую очередь.

Насчёт того, что СССР отставал, как показал более детальный анализ - отставание было, НО в плане HiTech не критическое, а по ряду отраслей и наоборот. А вот в плане матерального обеспечения мещанского уклада жизни, вы же о нём вспоминаете рассказывая про дефицит, да тут тотальный провал.
И насчёт тоталитаризма, РФ до Украины, ЕС и США в плане ограничения прав и свобод очень и очень далеко, но да весь цивилизованный мир движется именно к нему. Просто сравните как винтили протестующих в этих странах.

З.Ы. В случае получения мною бана за этот текст Вы сразу подтвердите сказанное мной в отношении свободы слова вна Украине ;)

З.З.Ы. И да, перечитав свой текст - посмотрите вокруг в Киевщине на происходящее.